суббота, 10 июля 2010 г.

«Разноцветное мороженое»

Задача: развитие цветового восприятия, учить соотносить предметы по признаку цвета.
Когда начинать играть: с 3х лет.
Вам понадобятся: разноцветные тарелочки, разноцветные шарики. Шарики можно слепить из пластилина, а тарелочки вырезать из цветного картона.

Описание: взрослый предлагает ребенку разложить в разноцветные тарелочки мороженое (шарики) такого же цвета и угостить кукол (побуждает к произнесению слова «на» - упрощенной форме глагола «взять-возьми»).

Использованные материалы: Дедюхина Г.В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком.— М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.

Иллюстрация из Интернета

пятница, 9 июля 2010 г.

«Заболела кисонька»

Когда начинать играть: с 1,5 лет
Задача: формировать представление о схеме тела с использованием стихотворного текста.
Вам понадобится игрушка-кошка.

Взрослый читает стихотворение, сопровождая его показом на игрушке:

Заболела кисонька,
Кисонька - беляночка.
Заболела у кисоньки головушка: Ой - ой! (поглаживает голову)
Заболела у кисоньки лапонька: Ой - ой! (поглаживает лапку (руку)
Заболела у кисоньки ножка: Ой - ой! (поглаживает ногу)
Заболел у кисоньки животик: Ой - ой! и т.п. (поглаживает животик)

Таким образом отрабатываются все части тела и лица.

Использованные материалы: Дедюхина Г.В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком.— М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.

четверг, 8 июля 2010 г.

«Раздай картинки»

Задача: развитие зрительного восприятия, формирование навыка соотнесения предмета с его изображением.
Когда начинать играть: с двух лет.
Вам понадобится: любимые игрушки малыша – кукла, мишка, грузовик и их изображения на картинках.

Описание: взрослый ставит перед ребенком игрушки. «Смотри, кто пришел к нам в гости! Это кукла, мишка и грузовик. Давай подарим им картинки. На этой картинке нарисован грузовик – подарим ее грузовику, на этой картинке нарисована кукла – подарим ее кукле» Взрослый раздет картинки игрушкам в зависимости от изображения. Потом просит ребенка раздать картинки игрушкам. «А теперь ты раздай картинки игрушкам. Игрушки очень рады, говорят тебе – спасибо!»

Использованные материалы: Дедюхина Г.В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком.— М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.

среда, 7 июля 2010 г.

«Это я!»

Задача: развитие навыка говорить о себе от первого лица, употребляя личное местоимение «Я».
Когда начинать играть: с 2х лет.
Вам понадобятся: любимые игрушки ребенка, куклы-перчатки, предметы для кукольного театра, элементы костюмов.
Очень хорошо для решения этой задачи подходит сказки «Теремок», «Грибок» (В. Сутеева). Можно инсценировать ее с ребенком, используя игрушки для кукольного театра. Необходимо акцентировать интонацией реплики животных:

- Кто там?
- Я! Зайчик-побегайчик!

Можно «поиграть» с ребенком в сказку - пусть он побудет по очереди каждым из героев. Старайтесь после 2х лет не называть ребенка в третьем лице: «Сереженька хочет кушать? мама пошла на кухню». Используйте в речи местоимения: «Ты хочешь есть? Я пошла на кухню».

вторник, 6 июля 2010 г.

Как помочь ребенку развить речевые навыки?

Все дети начинают говорить в разное время: кто-то раньше, а кто-то позже. Все сугубо индивидуально происходит. Однако родители могут помочь ребенку в развитии его речевых навыков и помогать можно уже начинать практически с рождения ребенка.

До 6 месяцев

Как только ребенок начинает сосать бутылочку с молоком либо грудь, он уже начинает развивать мышцы, которые ему необходимы для формирования слов. Даже несмотря на то, что пока ребенок не может ответить вам, он очень многое впитывает как губка, и уже очень скоро он будет распознавать ваш голос, выделяя из ряда других голосов.

Что вы можете сделать?

Вы постоянно проговаривайте в слух все, что делаете (к примеру, вот я тебе сейчас меняю памперсы, купаю тебя, кормлю).

Когда вы разговариваете с ребенком, желательно, чтобы он видел ваше лицо, поскольку ребенок учится, подражая вам, сопоставляя звуки, которые он слышит, с вашим выражением лица, той или иной формой рта (он наблюдает, как эта форма меняется в ходе разговора).

6-12 месяцев

В данный период ребенок уже пытается издавать первые звуки, ребенку самому интересно, какие звуки он издает и как это вообще происходит (он изучает свой язык, губы). Как правило, в этот период ребенок учится говорить первые слова (мама, папа).

Что вы можете сделать?

Копируйте звуки ребенка, показывая тем самым, какое это увлекательное занятие.
Проговаривайте самые простые слова «мама, папа» и помогайте при этом выстроить ассоциацию с этими словами, объясняя ребенку, кто мама, кто папа.
Поддерживайте попытки ребенка экспериментировать со звуками, участвуя в этой игре.
Когда к вам приходят в дом гости, учите постепенно ребенка ассоциировать слово «привет» и «пока» с приходом и уходом гостей.

Постарайтесь постепенно вводить другие простые слова «спасибо», «пожалуйста», «кушать» в ваш разговор с ребенком, объясняя, когда эти слова применяются. Так в скором времени ребенок сам захочет употребить в своей речи подобные слова.

12-18 месяцев

В этом возрасте дети уже говорят какие-то простые слова. Они имитируют при этом интонацию взрослых, часто начинают употреблять в речи те слова, которые слышат от родителей (порой еще не зная смысла этих слов). Помните о том, что разговор предполагает общение 2 сторон, поэтому внимательно выслушивайте ребенка, если ребенок пытается выговорить какие-то слова, проявляйте терпение и давайте возможность ребенку высказаться.

Что вы можете сделать?

Чаще повторяйте слова вместе с ребенком. К примеру, вы даете ребенку пирожное и при этом несколько раз повторите «это пирожное». Затем дайте возможность ребенку самому сказать это слово.
Если ребенок не может выговорить какое-то слово, но вы уже догадались, о каком слове идет речь, повторите это слово медленно несколько раз, а затем дайте возможность ребенку самому повторить это слово.
Всегда хвалите ребенка за попытки выговорить слова, поощряйте чем-то стремление к общению.

Корректура: Caprise
© Елена Бык (efamily.ru).

понедельник, 5 июля 2010 г.

«Сыграй как я»

«Сыграй как я»
Когда начинать играть: с 2х лет
Задача: развитие восприятия неречевых звуков.
Вам понадобятся: парные музыкальные инструменты (2 барабана, 2 погремушки, 2 колокольчика и т.д.)
Сначала ребенку демонстрируется предметы и звуки, которые они издают.
  • Игрушки убираются за ширму и ребенок не видит, а только слышит звучание предметов. Если возникают трудности осмысления задания, можно сделать его более доступным, положив перед ребенком парную игрушку-барабан. Услышав звучание барабана за ширмой, малыш начинает стучать по лежащему перед ним инструменту.
«Играет - не играет» (ребенку предлагается определить, звучит ли барабан среди других инструментов за ширмой. Правильным ответом является имитационное движение, согласованное со звукоподражанием).

Более сложные варианты.

«Что звучит?»

Задача: развитие восприятия неречевых звуков.
Вам понадобятся: газета, стаканы с водой, ложка, миска.
Когда начинать играть: с 3х лет

Взрослый сначала демонстрирует действия перед детьми, а затем за ширмой производит следующие звуки: шуршит газетой, стучит ложкой по стакану с водой, переливает воду. Ребенок угадывают по звуку, какое действие произведено и называет его.

Использованные материалы: Дедюхина Г.В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком.— М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.

четверг, 1 июля 2010 г.

«Водичка-водичка»

«Водичка-водичка»

Когда начинать играть: с 1 года
Задача: формировать представление о схеме лица, выполнять воображаемые действия
(совмещенными со взрослым или отраженными движениями) с помощью стихотворного текста.

Взрослый читает сокращенный вариант потешки:

Водичка, водичка!
Умой мое личико,
Умой глазки,
Умой ротик,
Умой носик,
Умой ушки! (совершает воображаемые действия - «умывается»)

При повторном чтении он побуждает ребенка к выполнению аналогичных действий. При наличии двигательных затруднений взрослый действует руками малыша.

Аналогичное задание можно выполнять с игрушками.

Игра «Покажи у куклы (мишки, зайки)»
Когда начинать играть: с 1 года
Вам понадобятся любимые игрушки малыша.

Взрослый читает потешку:

Водичка, водичка!
Умой кукле личико,
Умой кукле глазки,
Умой кукле ротик,
Умой кукле носик,
Умой кукле ушки! (совершает воображаемые действия - «умывает куклу»)

При повторном чтении он побуждает ребенка к выполнению аналогичных действий с игрушкой. При наличии двигательных затруднений взрослый действует руками малыша.

Более сложные варианты.

«Чего нет?»
Задача: формирование представлений о схеме лица, развитие лексико-грамматических средств языка, развитие логического мышления.
Когда начинать играть: с 3х лет.
Вам понадобится: лист бумаги (доска), карандаши, мелки.

Взрослый рисует поэтапно лицо на листе бумаги ли на доске. Привлекает внимание ребенка: «Смотри – это лицо. Чего на нем нет? Глаз? (взрослый рисует глаза). Носа? (рисует нос) и т.д. С помощью вопросов взрослый стимулирует ребенка к обозначению частей лица.

«Смешное лицо»
Задача: формирование представлений о схеме лица, развитие лексико-грамматических средств языка, развитие мелкой моторики, формирование навыков работы с клеем и кисточкой.
Когда начинать играть: с 4х лет.
Вам понадобятся: различные журналы с изображением лиц людей.

Можно вырезать из журналов различные части лица, а затем выполнить аппликацию. При работе акцентировать внимание на расположении частей лица, на навыках работы с клеем и кисточкой.

Использованные материалы: Дедюхина Г.В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком.— М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.

Популярные сообщения